История марки LANCIA

В 1906 году талантливый итальянский инженер, бизнесмен и успешный гонщик Винченцо Лянча (Vincenzo Lancia, 1881-1937) вместе со своим компаньоном Клаудио Фоджолином создал в Турине фирму «Fabbrica Automobili Lancia».

23 сентября 1907 года компания выпустила первый автомобиль марки «Lancia». Поначалу автомобиль назывался «Lancia 18-24 HP».

Чуть позже модели фирмы стали именоваться по буквам греческого алфавита, и первая модель получила новое название «Lancia Alpha». «Alpha» оснащалась высокооборотным (1800 об/мин) четырёхцилиндровым двигателем объёмом 2543 куб. см мощностью 28 л.с. и четырёхступенчатой коробкой передач.

Сзади устанавливался мост со штампованной стальной балкой, которая весила в два раза меньше обычной литой.

Крутящий момент на задние колеса передавался с помощью вала, а не цепью, как было принято на автомобилях в то время. В 1908 году появился созданный на базе «Альфы» видоизменённый автомобиль «Dialpha».

Двигатель нового автомобиля имел шесть цилиндров (один из первых в мире!)

В 1913 году за ворота завода выходит автомобиль «Lancia Theta», который считался очень надёжной машиной для своего времени. Это был первый европейский автомобиль, в котором серийно устанавливалось электроосвещение (на других машинах оно предлагалось в качестве опции). «Lancia Theta» имела четырёхцилиндровый двигатель объёмом 4940 куб. см мощностью 70 л.с.  при 2200 об/мин. «Lancia Theta» разгонялась до 120 км/ч.

С началом Первой мировой войны «Fabbrica Automobili Lancia» указом правительства Италии была объявлена военным предприятием.  Территория завода увеличилась до 60 тысяч квадратных метров. Конструкторы  фирмы занялись разработкой восьми- и двенадцатицилиндровых двигателей. На заводе стали выпускать грузовики, бронетехнику и спецавтомобили.

Модернизированная «Lancia Theta» получила новое имя «Карра».

С 1921 года начинается «золотая эра» марки «Lancia», с конвейера сходит автомобиль «Lambda» – первый в мире автомобиль, имевший несущий кузов и независимую подвеску. Инженер Баттисто Фалькетто по заданию Винченцо Лянча, разработал конструкцию независимой передней подвески. Из предложенных 14 вариантов сам Лянча выбрал лучшую конструкцию – на вертикальных амортизаторных стойках (свечную). В октябре 1922 года на Парижском автосалоне «Lancia Lambda» произвела фурор! До 1931 года модель девять раз модернизировалась, и за это время было продано около 13 тысяч автомобилей «Lambda»!

Но как ни хороша была «Lambda», она со своими четырьмя цилиндрами не могла удовлетворить желание  Винченцо Лянча покорить высший свет Америки и Европы. Поэтому на автосалоне в Нью-Йорке в 1927 году был представлен новый автомобиль, получивший название  «двойной Лямбды» – «Dilambda». Двигатель новинки мощностью 100 л. с. и объёмом 4 литра имел 8 цилиндров V-образной компоновки.  Конструкторы отказались от несущего кузова и создали промежуточную конструкцию с X-образной низкой рамой, на которую было проще установить любой заказной кузов. А также «Dilambda» была оснащена усилителями тормозов, двумя электрическими бензонасосами и центральной смазкой узлов шасси.

Автомобиль получился с ярко выраженным спортивным характером и при этом обладал комфортом, свойственным для моделей класса «Люкс». В 1928 году гоночная версия этого автомобиля  заняла третье место на ралли «Mille Miglia». Эта модель также видоизменяясь, выпускалась до 1938 года. Одним из владельцев «Dilambda» был известный писатель Эрих Мария Ремарк. В 1933 году, когда в Германии к власти пришёл Гитлер, над писателем нависла угроза ареста. Предупреждённый друзьями об опасности, Ремарк, наспех собрав чемодан, на скоростной «Lancia Dilambda» успел выехать в Швейцарию, пока ещё не были перекрыты пограничные посты.

Следующая топ-модель «Lancia Аstura» приобрела особенный запатентованный механизм, соединяющий двигатель и раму. Двигатель восьмицилиндровый V-образный, как и на «Dilambda», был так хорошо изолирован от кузова подвеской, что невозможно было определить работает двигатель в данный момент или нет. Одновременно с «Lancia Аstura» выпускались автомобили классом пониже: «Lancia Аrtena» (двигатель V4 объёмом 1924 куб. см) и «Lancia Аugusta» с несущим кузовом и гидротормозами Lockheed.

15 февраля 1937 года Винченцо Лянча умер, и директором компании стал его сын. В этом же году сошла с конвейера «Lancia Аprilia», последний автомобиль, разработанный при участии великого мастера. Кузов модели создавался в сотрудничестве с аэродинамической лабораторией Высшей технической школы в Турине. Модель выпускалась до 22 октября 1949 года.

Конструктором следующего шедевра «Lancia» – автомобиля «Аurelia» – стал Витторио Яно, работавший в 20-30-х годах над автомобилями «Alfa Romeo». Яно оснастил модель шестицилиндровым V-образным двигателем, который в тот момент считалось невозможным сбалансировать. Двигатель был сделан из алюминия, объёмом 1754 куб. см и мощностью 56 л. с. при 4000 об/мин. Кузов хардтоп (с распашными дверями без центральной стойки) проектировался в ателье «Pininfarina». И в мае 1950 года «Lancia Аurelia» была выставлена на  Туринском мотор-шоу.

Следующая красотка – «Lancia Flaminia» – появилась в 1957 году на Женевском автосалоне. Отличительной особенностью этого автомобиля стали дворники заднего стекла, которые были сделаны не только снаружи, но и изнутри – в салоне – для удаления конденсата с «запотевшего» стекла. «Flaminia» занимала верхнюю строчку в фирме целых 13 лет!

В 1960 году «Lancia» опять была впереди, представив первый переднеприводной автомобиль «Flavia», сконструированный Антонио Фессья (Antonio Fessia). На «Flavia» установили 4-цилиндровый оппозитный двигатель с рабочим объёмом 1498 см³, через 3 года увеличенным до 1798.

В 1969 году фирма «Lancia»  вошла в состав концерна «FIAT», но оставила за собой специализацию по  производству самых роскошных автомобилей концерна.

В 1972 году фирма представила на рынок «Lancia Beta» с поперечно расположенным двигателем, имевшим два верхних распределительных вала. В 1984 году с конвейера вышла «Lancia Thema» – по сути модифицированная «Fiat Croma».

В 1980-х годах компания начала тесное сотрудничество с фирмой «СААБ». В Швеции модель «Delta» продавалась как «Saab 600».

В 1990-е года выпускались классические модели – «Ypsilon», «Delta», «Dedra», «Kappa» и «Zeta». К 2000 году «Dedra» была заменена на «Lybra». Автомобиль «Ypsilon» – преемник модели «Lancia-Y10» – самый маленький среди автомобилей фирмы. Машина отличается оригинальным аэродинамическим дизайном.

Несмотря на небольшие габариты, в «Ypsilon» имеется четыре удобных кресла и вместительный багажник. Отличительной особенностью является размещение приборов в центре передней панели и расположение ручек дверей у средних стоек крыши. Расцветку кузова можно заказать по своему вкусу из 112 предлагаемых вариантов. В «Lancia Ypsilon» устанавливается двигатель серии «Fire» объёмом 1,2 литра мощностью 60 л.с. с четырьмя клапанами на цилиндр или современный мотор семейства «FIAT». Это  самая продаваемая  модель марки «Lancia».

На средних стойках крыши модели «Elefantino», выпускаемой с 1997 года, изображены синие слоны.

Модель «Delta» относится к малому классу автомобилей и выпускается с кузовом «хэтчбек» в трёх- и пятидверном варианте. Автомобиль с 4-цилиндровым двигателем объёмом 2,0 л мощностью 193 л.с. с двумя клапанами на цилиндр и турбокомпрессором может разогнаться до 100 км/ч за 7,5 с. Впервые представлен во Франкфурте в 1979 году на международном автосалоне.
По образу «Delta» выпускалась модель «Dedra», она оснащена тем же двигателем, только без турбонаддувного дизеля.

Модель «Kappa», класса «люкс», выпускается с кузовами “универсал”, “седан” и “купе” в стиле 60-х годов. На автомобили «Карра» устанавливаются пяти- и шестицилиндровые двух- и трёхлитровые бензиновые двигатели с четырьмя клапанами на цилиндр.

«Lancia Kappa Station Wagon» имеет большой багажный отсек, оббитый изнутри высококачественной тонкой тканью. Специально для универсала был разработан двигатель с 4 цилиндрами с турбонаддувом мощностью 205 л.с. Автомобиль серийно выпускается с  автоматическим регулятором дорожного просвета.

В 1994 году «Lancia» предложила покупателям минивэн «Zeta», совместную разработку фирм «FIAT», «Citroen» и «Peugeot». Этот «универсал повышенной вместимости» отличается богатым оснащением, фирменным дизайном передней панели кузова и большой вместимостью – до 8 человек. Сначала на «Zeta» устанавливался 4-цилиндровый бензиновый двигатель объёмом 2,0 л с турбонаддувом, а теперь используется более экономичный 4-цилиндровый дизельный с тремя клапанами на цилиндр объёмом 2,1 л и мощностью 110 л.с.

В истории фирмы «Lancia» не только легковые автомобили, в ней присутствуют также лёгкие коммерческие грузовики (LCV), троллейбусы и автобусы.  А также под руководством сына Винченцо Лянча фирма стала активно интересоваться гонками. В 1954 году «Lancia D50» приняла участие в Гран-При Испании, гонщик Альберто Аскари показал лучшее время прохождения круга и завоевал поул-позицию.

В 1955 году в связи с финансовыми проблемами, команда решила покинуть «Формулу-1». Имущество было продано команде «Ferrari». В 1956 году Хуан Мануэль Фанхио на автомобиле «Lancia-Ferrari» стал чемпионом мира.

В ралли команда «Lancia» достигла больших успехов. Последний Чемпионат мира для автопроизводителей 1972 года команда выиграла на «Lancia Fulvia».

В командном зачёте Чемпионата мира по ралли 10 раз победа была у «Lancia». В 1972 году специально для гонок была создана «Lancia Stratos» с двигателем V6 Ferrari Dino мощностью 190 лошадиных сил, которая в 1972 и 1973 годах выступала в кольцевых автогонках, а затем три года подряд (в 1974, 1975 и 1976 годах) выигрывала чемпионат мира по ралли.

В 1983 году команда победила на машине «Lancia 037», единственном автомобиле с приводом на 2 колеса, оставив позади легендарную полноприводную, и, казалось, непобедимую «Audi Quattro». Затем шесть раз подряд (с 1987 по 1992 года) победу команде приносила легендарная «Lancia Delta Integrale».

Автомобиль «Lancia LC1» участвовал в кольцевых автогонках группы 6 в 1982 году и в «24 часах Ле-Ман» в 1982 и 1983 годах.

После преобразования группы 6 в группу С «Lancia» подготовила для гонок новый автомобиль «LC2» с двигателем «Ferrari». Этот автомобиль заработал 13 поул-позиций и выиграл 3 гонки. В 1986 году фирма приняла решение уйти из кольцевых автогонок и сконцентрироваться на ралли. Но частные команды до 1991 года продолжали участвовать в гонках на автомобилях «Lancia LC2».

В конце 1992 года команда объявила об уходе и из ралли.

В 1996 году фирма «Lancia» отпраздновала свое 90-летие.