Hispano-Suiza

HISPANO-SUIZA

В 1900 году двадцатидвухлетний швейцарский инженер Марк Биркигт (Marc Birkigt), закончивший «Школу механики» и школу рекрутов по специальности оружейного мастера, был вынужден переехать в Барселону для того, чтобы заняться новым в те времена делом – автомобилестроением. На родине невозможно  было реализовать идеи, переполнявшие его голову, так как церковь запретила в Швейцарии автомобили. В Барселоне молодой инженер нашёл работу в компании, выпускавшей аккумуляторы и электромобили. Спустя некоторое время он смог убедить владельца фирмы Эмилио Ла Куадра в том, что будущее за бензиновыми двигателями, компания начала работу в этом направлении, был построен первый маленький двухцилиндровый «La Cuadra».

Но спроса на автомобиль не было, и компания обанкротилась. Бензиновыми двигателями заинтересовался сеньор Хосе Мария Кастро, который купил компанию и переименовал первый автомобиль Биркигта в «Castro». В 1903 году  фирма представила модель, на которой впервые в мире использовался карданный вал вместо цепной передачи. Однако нововведения не помогли, скоро и это предприятие закрылось. Предприимчивый инженер быстро нашёл новых спонсоров в лице испанских финансистов Дамиана Матеу и Франсиско Сейо и 14 июня 1904 года зарегистрировал в Барселоне новую фирму — «La Hispano-Suiza Fabrica de Automoviles» («Испано-швейцарская фабрика автомобилей»), где сам стал управляющим директором и главным конструктором. Название фирмы символизировало соединение испанского капитала и швейцарского технического гения. Эмблемой фирмы стало крылатое объединение флагов Испании и Швейцарии.

В 1905 году две первые модели «Hispano-Suiza» («Испано-Швейцарская»), выпущенные новой фирмой, были представлены на автомобильной выставке в Мадриде. Это были четырёхцилиндровые модели с двигателями мощностью 20 лошадиных сил.

Первым покупателем стал восемнадцатилетний король Испании Альфонсо XIII, увлёкшийся новыми веяниями времени. Это послужило хорошей рекламой, и число заказов стало увеличиваться, но поскольку рентабельность производства дорогих автомобилей оказалась низкой, фирме, чтобы выжить, пришлось заняться выпуском промышленных и авиационных двигателей и серийными автомобилями: грузовиками и автобусами.

В 1909 году  королева Испании Виктория-Евгения  подарила супругу новую модель «Hispano-Suiza T-15», на которой король лично за рулём выиграл гонки  Сан-Себастьяно – Мадрид. После этого, с разрешения короля, модели «T-15» дали название «Alfonso XIII». Под этим именем автомобиль и остался в истории. 

Этот совсем простой автомобиль, массой 660 – 710 кг, состоял лишь из рамы и кузова без каких-либо украшений. Хотя мощность двигателя была всего 64 л.с. при 2300 об/мин, он развивал скорость до 130 км/час. Расход топлива – 16-17 литров на 100 км. Коробка передач – механическая 3- и позже 4-ступенчатая. Тормоза были только на задних колёсах, барабанные, с ручным приводом, плюс ножной тормоз на трансмиссию. Передняя ось соединялась с рамой продольными листовыми рессорами, а простое рулевое управление отличалось чувствительностью и точностью за счёт небольшой массы передней оси.

«Hispano-Suiza» была легка в управлении, передачи переключались без усилий, благодаря чему очень скоро стала идеалом скоростного и удобного автомобиля.

Для рекламы и завоевания авторитета в автомобильном мире «Hispano-Suiza T-15» при поддержке короля, принимала участие в гонке на Кубок вуатюреток (лёгких автомобилей) Ситэ. Ранее в таких соревнованиях принимали участие только автомобили с одно- и двухцилиндровыми двигателями. Но некоторые технические неполадки помешали сбыться надеждам команды на призовые места. В том же году в Булони подремонтированная  «T-15» выступила успешнее, а в следующем году в Ситэ «Alfonso XIII» занял третье место, а в Булони одержал победу.

В 1911 году Марк Биркигт решил выпускать «Hispano-Suiza T-15» для свободной продажи, сохранив ту же ходовую часть и агрегаты, но увеличив объём двигателя с 2,6 до 3,6 литров. Компактный 2-местный «Альфонсо XIII»  стал первым в мире серийным спортивным автомобилем и выпускался до 1920 года. Позже появились менее спортивные, но такие же удачные варианты. Работая над машинами, Марк Биркигт всегда уделял особое внимание деталям и стилю, благодаря чему, собственно, и прославился. Возможно, любовь к деталям и мелочам перешла к нему от родителей, отец конструктора был портной, а мать – модисткой.

Вскоре Биркигт понял, что в небогатой Испании его фирме становится тесно, страна переживает далеко не самые лучшие времена, и состоятельных клиентов на дорогие авто немного. Поскольку в основном покупатели были из Франции, было решено перенести основное производство именно туда, сохранив часть заводов в Барселоне. Сначала недалеко от Парижа, в местечке Леваллуа-Перрэ, построили сборочный цех, а чуть позже производство перенесли в Буа-Коломб в более просторные цеха. Именно здесь и были рождены самые роскошные автомобили «Hispano-Suiza», после переезда ставшей французской маркой, а в Испании продолжили выпуск более простых моделей и коммерческого транспорта.

В 1913 году «Hispano-Suiza Т-15» демонстрировалась на IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге, а потом принимала участие в кольцевых гонках в окрестностях русской столицы. Показав хорошие результаты в соревновании, «Hispano-Suiza Т-15» стала продаваться в России, а с Марком Биркигтом начались переговоры о выпуске его автомобилей на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Однако начавшаяся Первая Мировая война спутала все планы.

Новая модель Биркигта «H-6», почти готовая к 1914 году, стала никому не нужна, и заводы Биркигта переключились на военные заказы. Верхнеклапанные V8 авиадвигатели «Hispano-Suiza» к тому времени уже хорошо себя зарекомендовали, их стали выпускать по лицензии все страны Антанты, воевавшие с Германией. Надёжные двигатели были простой конструкции, изготавливались из алюминия.

С войной связана и история создания новой эмблемы «Hispano-Suiza» – летящего аиста. Такой же аист (символ Эльзаса и Лотарингии) был на знаке эскадрильи, которой командовал друг Марка Биркигта – знаменитый французский ас, капитан Жорж Гинеме.  Лучший пилот Франции, неизлечимо больной туберкулёзом, вылетел на задание и не вернулся. Его друзья не верили, что Гинеме потерпел аварию или был сбит немцами. Для друзей он просто поднялся в небо…
По просьбе автоконструктора в память о друге скульптор Франсуа Бузэн вылепил фигурку аиста, которая стала эмблемой компании и с тех пор закрепилась на капотах всех автомобилей «Hispano-Suiza».
«Hispano-Suiza» внесла свой вклад в победу – это более 50 тысяч авиадвигателей, тысячи артиллерийских тягачей и бронекатеров и изобретение пулемёта, совмещённого с валом пропеллера истребителя.
После войны Марк Биркигт вернулся к автомобилям. Модель «Hispano-Suiza Н-6В», представление которой затянулось на несколько лет, была выставлена в Париже в 1919 году на первом же мирном автосалоне. Эта модель стала классическим образцом роскошного автомобиля высшего класса. Для модели время войны пошло на пользу.

За это время Биркигт доработал двигатель, максимально приблизив его к авиационному. Этот рядный шестицилиндровый двигатель стал настоящим произведением инженерного искусства. В колодцы блока цилиндров, отлитого  из алюминиевого сплава по авиационной технологии, ввинчивались тонкостенные стальные гильзы для повышения жёсткости конструкции. Коленчатый вал, выкованный из цельной болванки высоколегированной стали, опирался на семь коренных подшипников. Зеркальная полировка стенок цилиндров и поршней создавали удивительную плавность работы двигателя. Все трубы системы охлаждения изнутри покрывались патентованной эмалью от коррозии. Генератор и стартер были объединены в династартер. Два аккумулятора в системе зажигания – для большей надежности.

Новое интересное устройство, которое контролировало работу свечей, поочерёдно их отключая. Двигатель с объёмом 6597 куб. см мощностью 100 лошадиных сил разгонял автомобиль быстро и без рывков. Тормозные колодки были отлиты из чугуна, а барабаны – из лёгкого сплава. Тормоза на всех четырёх колёсах с механическим усилителем. Новый усилитель был настолько эффективен, что лицензию на его изготовление приобрела компания «Rolls-Royce» и применяла подобное устройство в течение 40 лет. И ещё одно «ноу-хау» в модели – это карбюратор с дистанционным ручным регулированием состава смеси. Именно «Hispano-Suiza Н-6В» знатоки автомобилей считают вершиной творений Марка Биркигта.

Управляемость модели  «H-6» была вне конкуренции. По сравнению с другими автомобилями того времени, когда водителю требовались определённые физические усилия для того, чтобы «крутить баранку», на новой модели её можно было крутить едва ли не одним пальцем.
Всего было выпущено 2614 экземпляров этой модели, поэтому сегодня «Hispano-Suiza Н-6» – мечта всех коллекционеров.

«Испано-Сьюиза Н-6» выпускалась на заводе в Буа-Коломб, а в Барселоне в это время собиралась подобная модель «Тип-41» («Т-41»).

В 1921 году двадцатитрёхлетний гонщик Андрэ Дюбонне выиграл на «Hispano-Suiza Н-6В» на соревнованиях в Булони, показав среднюю скорость 103 км/час. И за моделью закрепилось название «Булонь» («Boulogne»). В 1924 году  Андрэ Дюбонне выкупил первую построенную модель Н-6С, объём двигателя которой был увеличен до 7982 куб. см. Мощность выросла до 200 л. с. при 3050 об/мин. Для гонки «Тарга Флорио» Дюбонне заказал в английской авиастроительной компании «Newport» корпус из красной древесины Mahogany.

Сейчас автомобиль известен под именем «Hispano-Suiza H6C Tulipwood». Однако tulipwood – бразильское тюльпановое дерево – имеет очень плотную древесину, которая плохо гнется и  раскалывается, а значит, непригодна для автомобилестроения. Сигарообразный кузов автомобиля построили по авиационной технологии. Сначала ребра каркаса оклеили 3 мм авиационной фанерой, поверх которой миниатюрными медными заклепками крепились планки разной длины и ширины, изготовленные из красного дерева Mahogany (ботаническое название – Swietenia candollei). Затем кузов отполировали и покрыли лаком. Снизу автомобиль  оббили обтекаемым алюминиевым кожухом для защиты и улучшения аэродинамических свойств. Топливный бак на 175 литров, а расчёте на дальние поездки, располагался в задней части. Цена автомобиля составила 15 000 долларов США (средняя цена легкового автомобиля в то время составляла одну-две тысячи долларов). 19 апреля 1924 года автомобиль был готов и отправлен в Сицилию для участия в самых изнурительных гонках  «Тарга Флорио». Андрэ Дюбонне финишировал пятым, но, учитывая, что из 37 стартовавших больше половины вообще не добрались до финиша, это был неплохой результат.

Сразу после гонок  Дюбонне отправился из Неаполя в Рим, куда добрался чуть больше, чем за пять часов. Учитывая плохие итальянские дороги, автомобиль достойно вынес испытание, и за прекрасную динамику и невероятную надёжность модель получила особое признание знатоков.

«Hispano-Suiza H6C Tulipwood» до сих пор предмет вожделения любого коллекционера. Около десяти лет ею владел сэр Элтон Джон, а в 1991 году он продал легендарное авто. Сумма сделки неизвестна.

«Hispano-Suiza» изготавливала только шасси с двигателем, а кузов (его называли «кароссери») изготавливался в кузовном ателье по заказу клиента (во Франции было 36 кузовных ателье, в Испании – 26, в Англии – 3, в Германии и Австралии – по одному). Поэтому невозможно было встретить две одинаковые «Hispano-Suiza».  Иногда  клиент заказывал два варианта кузова – зимний и летний, которые можно было менять по сезону.

Шасси стоило до 120 тысяч французских франков. Для сравнения: правительственный лимузин «Renault 40 CV» стоил всего 52 000 франков. Стоимость изготовления и оформления кузова зависела от фантазии клиентов. Салоны украшались фигурками слонов и тигров, отделывались в стиле Людовика XIII,  разной фактурной тканью, снабжались разнообразными ящичками, подлокотниками, вазочками для цветов и т. д. Снаружи тоже было, где разыграться фантазии: был кузов, внешне напоминающий карету, что подчеркивалось характерными дверными ручками, широкими подножками, огромным кофром сзади, был автомобиль, задняя часть которого была выполнена в виде лодочного хвоста, кузова отделывались деревом и т. д.

Владельцами дорогих и престижных марок «Hispano-Suiza» были индийские магараджи, испанский диктатор Франсиско Франко, итальянский гонщик граф Карло Феличе Тросси, художник-авангардист Пабло Пикассо, принц Сиама, король Румынии, персидский шах, император Японии Хирохито, генерал Шарль де Голль,  известный автомобильный дизайнер и скульптор Яков Савчик, королева моды Коко Шанель, французская и американская элита. Миллионер Энтони Ротшильд имел в своём гараже несколько «Испано-Сьюиз» разных моделей и с разными кузовами, а король Испании  Альфонсо XIII за время своего правления приобрёл 30 автомобилей этой фирмы. В Советском Союзе на таком автомобиле ездил нарком внутренних дел В. Р. Менжинский и киноактриса Вера Холодная.

Покупателей привлекали гигантские размеры «Hispano-Suiza». Автомобиль казался необычайно стремительным благодаря своей длине (колёсная база до 4 м), несмотря на то, что по высоте он был выше человеческого роста.

В 1925 году было решено производить модель «Hispano-Suiza Н-6» по лицензии на предприятии «Skoda».  На чехословацком заводе все детали изготавливали самостоятельно, т. е. это не было сборкой из французских деталей, при этом на автомобилях ставилась наряду с французской и своя «шкодовская» марка.

Было выпущено всего около 50 шасси с кузовами от немецких и чешских ателье. Но для небольшой страны это был слишком дорогой автомобиль, и продажи не пошли. Одиннадцать машин было продано за границу, на одной ездил президент Чехословакии Томаш Масарик.

В 1930 году компания Марка Биркигта купила фирму «Балло» («Ballot»), где наладила производство лёгкой модели «Юниор» («Junior») с двигателем объёмом 4580 куб. см. Всего было построено 124 экземпляра.

Выпускаемые во Франции модели постоянно совершенствовались, но более десяти лет конструкторы придерживались принципов, заложенных в конструкцию рядного 6-цилиндрового двигателя 1919 года. Только в 1931 году ему на смену пришёл более мощный «J-12» (или «Т-68») – двенадцатицилиндровый V-образный двигатель объёмом 9425 куб. см и мощностью 220 лошадиных сил при 3500 оборотов в минуту. 

Он развивал скорость  174 км/час! Но в течение года успели выпустить всего 102 автомобиля этой модели. Начавшийся экономический кризис привёл к тому, что многим состоятельным клиентами стало не до роскошных автомобилей, ведь «Испано-Сьюиза» стоила в 20 – 50 раз дороже автомобиля среднего класса. Но не всем. Барон Ротшильд в то тяжёлое время заказал автомобиль с кузовом купе-де-вилль работы ателье «Fernandez et Darrin», а Пабло Пикассо – изумительно красивый двухдверный спорткабриолет в голландском кузовном ателье «Vanvooren».

В 1934 году на свет появилась модель «К-6» опять с рядным шестицилиндровым двигателем с уменьшенным диаметром цилиндров объёмом 5184 куб. см и мощностью 125 лошадиных сил при 3200 оборотов в минуту.

«Hispano-Suiza K-6» была последней моделью, которой Марк Биркигт пытался не потерять автомобильное направление компании. В 1937 году заводы компании опять перешли на выпуск авиационных двигателей, Вторая мировая война была не за горами.

А в Барселоне ещё до 1943 года продолжался выпуск автомобилей: грузовиков, фургонов и «Hispano-Suiza»  модели «Т-60» с 6-цилиндровыми двигателями в 3 и 3,4 литра. Эти автомобили оснащались довольно прогрессивно в техническом плане, но внешне были гораздо проще и отличались от «француженок».

Поэтому французское отделение было привлекательнее для автолюбителей и коллекционеров, как в те времена, так и сегодня.

Поклонник «Hispano-Suiza»  Андрэ Дюбонне заказал абсолютно невероятный переднеприводный автомобиль с алюминиевым кузовом и сдвижными  дверцами. Дизайн корпуса придумал Яков Савчик. Машина получила имя «Xenia» («Ксения») в честь русской жены заказчика.

В 1944 году барселонское отделение обанкротилось и было преобразовано в государственную компанию ENASA (Empresa Nacional de Autocamiones S.A.), вскоре ставшую наиболее крупным национальным производителем грузовиков марки “Пегасо”.

После окончания войны «Hispano-Suiza» представила на Парижском автосалоне новую модель переднеприводного автомобиля с V-образным восьмицилиндровым двигателем. Но разрушенной Европе было не до роскошных и дорогих авто, нужно было восстанавливать мирную жизнь. Былой успех не повторился. Компания «Hispano-Suiza», объединившись с «Bugatti»,  переключилась на проектирование и производство авиационного оборудования.

Прославленный автоконструктор вернулся в Швейцарию, построил виллу на берегу Женевского озера, где и умер в 1953 году. За автомобили «Hispano-Suiza» Марк Биркигт был номинирован на премию «Автомобильный инженер века». Его автомобили более тридцати лет были в числе первых и по красоте, и по конструкции.

Первую попытку возрождения прославленной марки предприняла испанская фирма «Mazel», которая в  2000 году продемонстрировала на Женевском автосалоне машину под названием «Hispano-Suiza HS-21», но поскольку она была очень похожа на «Bugatti 18/3», особого интереса машина не вызвала. Но «Mazel» не отступила и предприняла ещё две попытки «Hispano-Suiza K-8» (в 2001 г.) и «Hispano-Suiza GTS» (в 2002 г.) В итоге марку
«Hispano-Suiza» выкупила корпорация «Volkswagen».

В 2010 году бренд «Hispano-Suiza» был представлен на женевском автосалоне концепт-каром с

двигателем от «Audi R8» V10 (750 л. с.) и ценой 700 тысяч евро. Так что вполне возможно, что вскоре «Hispano-Suiza» опять будет покорять дороги и сердца.

.