ПОДГОТОВКА СПЕЦТЕХНИКИ К РАБОТЕ В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ГОДА

ПОДГОТОВКА СПЕЦТЕХНИКИ К РАБОТЕ В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ГОДА

Долгая, теплая осень нынешнего года позволила владельцам парков техники основательно подготовиться к работе в холодное время года. А в некоторых регионах подготовка машин к зиме еще продолжается. И речь не только о коммунальных машинах, которые должны оперативно решать поставленные перед ними задачи, невзирая на сезон, но и о строительной, дорожно-строительной и другой технике.

Подготовка спецтехники к работе в холодное время года для подавляющей части российских регионов — за исключением разве что Республики Крым и черноморского побережья Краснодарского края — холодное время года представляет собой серьезное испытание для техники и оборудования. О консервации машин на зиму мы уже писали. А сегодня поговорим о том, как подготовить к работе машины, которым предстоит трудиться зимой, с ее отрицательными температурами, гололедом на дорогах, снегом, ледяной крупой, высокой влажностью и прочими неблагоприятными для техники погодными особенностями.

Вся техника, кроме сезонной, которая после выполнения мероприятий по консервации отправляется на зимнюю парковку, нуждается в подготовке к работе зимой. Обычно в правилах эксплуатации, которыми снабжена каждая единица техники, содержатся подробные рекомендации, разработанные адресно для той или иной модели. Однако есть и ряд общих для всей техники моментов, которыми ни в коем случает не стоит пренебрегать.

Во-первых — и об этом мы тоже в свое время писали, — безопасность движения и работы техники зимой во многом определяется правильным подбором шин для колес. Некоторые разновидности используемой для производства шин резины имеют свойство становиться при действии минусовых температур чересчур жесткими, что негативно сказывается на сцеплении колес с дорогой. Напомним, что для разных регионов и разных условий эксплуатации имеются несколько вариантов резины, подходящей в зимний (или и в зимний тоже) сезон. Во-первых, это всесезонные шины, которые можно использовать при температуре воздуха не ниже минус десяти градусов по Цельсию. Во-вторых, это так называемые универсальные разновидности, обеспечивающие транспортным средствам приемлемые характеристики движения как при отрицательных температурах, так и при плюсовых, сопровождающихся таянием снега и льда; в качестве материала для их производства используется смесь натурального каучука и резины. В-третьих, это шипованная резина, которая позволяет автотранспорту уверенно перемещаться даже по обледеневшей дороге, однако демонстрирующая куда худшие показатели при езде по глубокому снегу или сухому дорожному покрытию (последнее она вдобавок еще и весьма активно разрушает). И наконец, фрикционная резина, или в просторечьи «липучка», — эта разновидность шин обладает способностью обеспечивать отличную сцепку с любыми неровностями дороги. Кроме подбора подходящей для местных условий разновидности зимней резины, владельцы парка техники нередко доукомплектовывают каждую из машин цепями — на случай экстренно сложных дорожных условий.

Подготовка спецтехники к работе в холодное время года

Обеспечить беспроблемное движение и работу транспортных средств в зимних условиях, несомненно, важно, но еще важнее безопасность жизни и здоровья оператора и другого персонала, находящегося в кабине или пассажирском отсеке техники. Недостаточно пристальное внимание к утеплению рабочих мест способно привести как минимум к снижению эффективности выполняемой работы и дорожно-транспортным происшествиям, а в худшем случае — к простудным заболеваниям, обморожению и, в отдельных ситуациях, даже к летальному исходу. Спецтехника и другие транспортные средства должны приобретаться в комплектации, соответствующей той климатической зоне, в которой им предстоит работать. Зимние и «полярные» комплектации машин — будь то вездеход, седельный тягач или подъемный кран — за счет дополнительных опций вроде двойного стеклопакета и мощного автономного отопителя, как правило, стоят дороже. Приобретая технику, необходимо, в числе прочего, убедиться в качественном исполнении отопительной системы, теплоизоляции кабины и других «зимних» опций. В случае обнаружения дефектов их необходимо устранить либо заменить неисправную запчасть или узел целиком — при покупке техники у сертифицированного дилера эти требования выполняются безоговорочно. Что касается техники, уже бывшей в употреблении в течение довольно долгого времени, а такой в большинстве отечественных автопарков имеется немало, на каждой из ее единиц необходимо установить утепление кабины и пассажирского отсека и подогрев некоторых узлов и агрегатов — в первую очередь таких, как двигатель и система гидропривода.

Подготовка спецтехники к работе в холодное время года
До наступления холодного времени года настоятельно рекомендуется очистить и промыть все топливопроводы. А кроме того — особо проверить на стенде, предварительно сняв с двигателя, форсунки, топливоподкачивающий насос и топливный насос высокого давления. Делается это по той причине, что в условиях российской зимы система топливоподачи автомобиля — одна из наиболее уязвимых.

Если техника в имеющейся комплектации не оснащена предпусковым подогревателем, весьма желательно его установить. Пользу от наличия этого устройства при низких температурах переоценить трудно — особенно тогда, когда речь идет о технике с двигателем, работающем на дизельном топливе. Системы подогрева, доступные на российском рынке, очень разнятся как по своей стоимости, так и в том, что касается конструктивных особенностей, — от простого электронагревателя в топливном баке до сложных электронных систем предпусковой подготовки.

В свое время мы посвятили две большие статьи правильному подбору масел и гидравлических жидкостей, в том числе в соответствии со временем года. Поэтому здесь ограничимся лишь упоминанием о том, что правильный подбор этих разновидностей ГСМ гарантирует эффективность использования спецтехники зимой — и, напротив, в случае пренебрежения заменой масел даже при минимальных минусовых температурах будет отмечаться потеря мощности, повышенный расход топлива и преждевременное сокращение моторесурса. Дело в том, что чем ниже температура окружающей среды, тем больше вязкость стандартных моторных, трансмиссионных и гидравлических жидкостей, а зимние разновидности этих продуктов обеспечивают бесперебойную работу техники даже при сильном морозе.

Подготовка спецтехники к работе в холодное время года

Аккумулятор к работе зимой также следует подготовить особо. Электролит в аккумуляторе под действием мороза становится чрезмерно вязким, из-за чего АКБ разряжается гораздо быстрее. Со снижением выходного напряжения вырастает внутреннее сопротивление аккумулятора. Чтобы аккумулятор работал дольше, требуется контроль плотности электролита и индикатора зарядки батареи — последняя до начала работ должна быть заряжена полностью. Аккумуляторный отсек любой техники относится к числу тех узлов автомобиля, которые в преддверии зимних морозов требуют утепления в первую очередь.

Перед началом зимней эксплуатации техники необходимо выполнить ее полное техобслуживание и, при необходимости, ремонт. Особое внимание следует уделить кузову: при попадании реагентов на его незащищенные места могут обнаружиться следы коррозии, которые необходимо устранить. Кроме того, нужно проверить готовность к работе тормозной системы: убрать конденсат, оценить состояние тормозных элементов, заменить фильтр осушителя, проверить тормозную жидкость. Аналогичным образом проверяется сцепление. Что касается охлаждающей жидкости, ее качество также требует проверки: она не должна быть мутной, неоднородной, содержать механические примеси. Летнюю жидкость из системы стеклоомывателя нужно полностью слить и заполнить систему зимним незамерзающим аналогом.

В том, что касается установленного на технике специального оборудования, как правило, оно требует тех же самых процедур, как и сама базовая машина: замены технических жидкостей и масла, утепления уязвимых узлов и, при необходимости, установки дополнительного подогрева. Только после того, как все перечисленные выше процедуры выполнены, спецтехнику можно считать готовой к работе зимой.